Очень часто родители не могут решить, отдавать ли ребенка 6-ти лет в школу, или подождать еще год. Ответ на этот вопрос кроется в самом ребенке и, понаблюдав за ним, можно понять, готов ли он к школьной жизни. Существуют определенные аспекты готовности к школе: физический, интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой и социальный.
Физиологический критерий готовности к школе.
Ребенок должен достичь роста и веса, которые являются нормой для его возраста. Также сюда относятся: способность противостоять переутомлению, умение быстро приспосабливаться к новой среде. Если он часто болеет или выглядит младше своего возраста, то стоит повременить с поступлением в школу.
Интеллектуальный критерий.
Еще одним признаком того, что пора идти в школу, является должное развитие познавательной сферы. Это наличие необходимых знаний о себе (свое имя, фамилия, возраст), об окружающей среде, о других людях и их взаимоотношениях. Также сюда относятся: умение сосредотачиваться на предмете, поскольку школьные задания требуют повышенного внимания; достаточно развитая память и словарный запас; свободное использование понятий «больше - меньше», «высокий - низкий», «лево – право», – это все необходимо в процессе обучения.
Мотивационный критерий.
Это желание ребенка учиться. Если он положительно относится к школе, учителям, будущим одноклассникам и к самому процессу учебной деятельности; умеет регулировать свои действия и поведение – значит, он психологически готов к школе.
Эмоционально-волевой критерий.
Первоклассник должен уметь держать под контролем эмоции, будь они положительные либо отрицательные; волевая готовность – способность высидеть урок на своем месте, а также ставить цели, ломать преграды на пути к их исполнению, выполнять не только интересную, но и полезную работу (поручение учителя, выполнение задания - домашнего или на уроке). Сформированы ли эти умения, можно легко проверить. Когда ребенок исполняет простые, но постоянные поручения (убирать игрушки), застилает ли свою постель, не перебивает при разговоре. Если на эти вопросы ответ положительный, то готовность к школе сформирована.
Социальный критерий.
Умение общаться с взрослыми и одногодками – важное приобретение, которое формируется в дошкольном возрасте. Ребенок будет вести себя с другими так, как видит и слышит это дома. Готовность налаживать контакты с людьми является первой необходимостью при поступлении в школу.
Все эти аспекты показывают готов ли ваш ребенок к школе, и их необходимо учитывать, когда решается судьба вашего дитя. Очень важно понять, готово ли оно сделать первый шаг во взрослую жизнь, или нужно немного подождать. Поговорите с вашим ребенком о школе. Спросите, хочет ли он учиться. Если да, то почему, какие мотивы. Объясните, что в школе не всегда ставят хорошие оценки, посмотрите, какова будет реакция. Дайте ему задание, на выполнение которого требуется некоторое время. Понаблюдайте, сможет ли ребенок доделать его до конца. Вы видите, что чадо готово? Тогда вперед!