Первые игры с малышом можно проводить через две-три недели после его рождения — именно тогда ребенок обычно впервые смотрит маме в глаза. Чуть позже это сопровождается долгожданной первой улыбкой. Так ребенок сообщает, что готов общаться.
Почаще берите его на руки и носите по квартире, рассказывая обо всем, что видите. Читайте малышу потешки и простые стишки, сопровождая это прикосновениями и легкими поглаживаниями, пойте песенки. Потешками можно сопровождать пеленание или массаж, малышам это очень нравится. Например:
«Потягунюшки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ножки — ходунюшки,
В ручки — хватунюшки,
В ушки — слышунюшки,
В глазки — глядунюшки,
Носику — сопунюшки,
В роток — говорок,
А в голову — разумок».
Постепенно можно добавлять игры посложнее. Но помните, что любые занятия нужно проводить, когда ребенок сытый и в хорошем настроении, и заканчивать сразу, как только малыш проявит первые признаки усталости.
Черно-белые картинки.
В первые месяцы жизни зрение малыша развивается особенно интенсивно. Он учится фиксировать взгляд на предмете, рассматривать и следить за его перемещением. Стимулировать развитие зрения новорожденного помогают контрастные черно-белые картинки с простыми геометрическими фигурами: именно такие изображения малыш одного-двух месяцев от роду воспринимает лучше всего.
Эти картинки можно скачать в Интернете по запросу «черно-белые картинки для новорожденных», распечатать и показывать малышу несколько раз в день во время его бодрствования или прикрепить рядом с пеленальным столиком.
Важно: между карточкой и лицом малыша должно быть не менее 30 см — именно с такого расстояния новорожденные воспринимают предметы отчетливо. Скоро вы заметите, что ребенок реагирует на эти изображения по-особенному — активнее двигает ручками и ножками и даже издает звуки. Когда малыш станет старше, из черно-белых картинок можно склеить кубики — дети часто предпочитают их цветным.
«Ку-ку».
Эта простая игра чрезвычайно важна для развития малыша. У новорожденного нет ощущения времени, в его системе мышления отсутствуют понятия причины и следствия. И когда мама выходит из его поля зрения, ему может казаться, что это навсегда. Игра в «ку-ку», когда мама прячется за пеленку, а через секунду опускает ее и улыбается малышу, учит его тому, что мама обязательно вернется, даже если прямо сейчас он ее не видит.
Наблюдение за предметом.
Покажите малышу яркий шарф, чтобы он зафиксировал на нем свой взгляд, а потом начните медленно уводить шарф то в одну, то в другую сторону: ребенок постарается проследить за ним взглядом. То же самое можно проделать с колокольчиком, но теперь малыш будет следить не только за самим предметом, но и за звуком, который он издает, а значит, кроме зрения будет задействован и слух. Можно попробовать привязать колокольчик к ручке или ножке малыша — он будет делать первые попытки координировать свои движения.
Знакомство с текстурами.
В течение первых двух-трех месяцев у малыша сохраняется врожденный хватательный рефлекс: если вложить в его ладонь свой палец, он инстинктивно попытается схватить его. Приготовьте лоскутки разной ткани — шерсти, шелка, хлопка, бархата — и по очереди вкладывайте в ладошку малыша. Это познакомит его с новыми тактильными ощущениями и будет полезно для развития мелкой моторики. Таким же образом можно познакомить малыша с твердым и мягким, теплым и холодным.
Танцы.
Включите адаптированную классику для малышей или любую мелодичную музыку, которая вам нравится, и плавно потанцуйте с малышом на руках. Ему наверняка понравятся покачивания и легкие потряхивания, знакомые ему с тех пор, когда он находился у мамы в животе.
Играя с малышом, внимательно наблюдайте за его реакцией и чаще повторяйте те игры, которые ему особенно нравятся. Ведь самое главное, чтобы занятия с мамой приносили малышу удовольствие — тогда они совершенно точно пойдут ему на пользу!